«Трансгазимпорт» - Газ или жидкое топливо?

Трансгазимпорт - Импорт оборудования для нефтегазовой отрасли
Поиск продукции:
Трансгазимпорт - Импорт оборудования для нефтегазовой отрасли
Главная страница / Статьи о нефтегазовой индустрии / Газ или жидкое топливо?
распечатать эту страницу

Газ или жидкое топливо?2007-12-12
Газ или жидкое топливо?

Какое топливо использовать? Воистину непростой вопрос! Сколько копий сломлено.
Многие высотники начисто отрицают бензин…. А большинство туристов-лыжников смеются над словом – «газ»… Где истина?

Плюсы, которые дает газ как топливо очевидны. Не требует предварительного разогрева горелки. Сами горелки конструктивно очень просты, не засоряются, не пахнут, очень просты в использовании. Не ломаются, если, конечно, по ним не бить молотком, относительно не дороги. Все обеспечивают точную регулировку мощности пламени…

Минусы газ тоже имеет. При больших отрицательных температурах горелки начинают работать нестабильно и требуют, чтобы газ и сам газовый баллон предварительно подогревали. Мало того, при работе горелки газ испаряется, предварительно охлаждая баллон, и приходится иногда (если позволяет длина шланга) разогревать баллон на горелке, или ставить его на крышку кастрюльки, в которой вы топите снег или готовите пищу. После этого иногда приходится убирать баллон в спальник, что, согласитесь, неприятно.
Второй очевидный минус газа – это его высокая цена.
Для примера приведем приблизительный расчет стоимости топлива для высотного октябрьского мероприятия. Мне требовалось обеспечить топливом четырех человек на три недели. По скромным расчетам требовалось как минимум 100 г газа на человека в день, т.е. около 8-9 кг ( 15-16 литров) сжиженного газа. То есть по минимуму цена фирменного топлива (MSR или Primus) для меня составила бы около 200 $. Но так как на топливе экономить нельзя, необходимый резерв составил бы еще как минимум еще 100 $. А увезти в самолете такое количество топлива очень проблематично. Приобрести на месте – тоже проблематично. Есть, конечно, и более дешевые варианты – а именно, заказать 1 большой баллон с пропаном, переходник и заправлять баллоны горелок на месте… Хлопотно это…
Впрочем, отметим, что для июльского мероприятия на Кавказе газа потребуется на 20-50 % (в зависимости от задач группы) меньше.

Теперь поговорим о плюсах и минусах, которые имеет жидкое топливо.
Вообще, жидкое топливо - это не обязательно бензин. Есть горелки, которые работают на бытовом или авиационном керосине, специально очищенном бензине, дизельном топливе (солярке), специальных видах топлива, которые выпускают ведущие производители (например, MSR White Gas или Primus fuel). Есть те, который отлично работают на неэтилированном бензине, азиатском бензине (отдельный класс бензина, в котором не понятно чего больше - ослиной мочи или солярки), а также на чистом спирте (но это уже совсем извращение, его лучше принимать внутрь).

Итак, для чего нам нужна жидкотопливная горелка (мы рассматриваем исключительно наши, российские условия).
Мы хотим сэкономить, хотим не везти с собой топливо. Желаем, чтобы при больших отрицательных температурах наша горелка работала стабильно, и не желаем возиться с подогревом баллона.

Таким образом, специальные виды топлива, выпускаемые производителями, отпадают сразу. Да, MSR White Gas не пахнет, он не такой летучий, как обычный бензин, он не засоряет горелку, но стоимость его сравнима со стоимостью фирменного газового топлива, и достать его в Алма-Ате или Бишкеке практически невозможно. Таким образом, в наших условиях актуально использовать топливо, которое легко достать на месте и которое дешево стоит. А это либо автомобильный бензин разной степенью чистоты (часто непредсказуемой), либо солярка, тоже непредсказуемой чистоты.

Итак, сухой остаток. Ваш выбор – жидкотопливная горелка, готовая переваривать грубое топливо, если:
- вы готовы немного помучиться или, наоборот, «получить удовольствие», вдыхая пары бензина и тратя некоторое время на разогрев горелки,
- не желаете париться с ментами в аэропортах по поводу изъятия газовых баллонов из вашего багажа,
- готовы готовить в тамбуре палатки при больших отрицательных температурах, не грея в паху баллон с газом,
- не хотите тратиться на топливо.

Для остальных случаев, наверное, лучшим выбором будет газ.

А сколько нужно топлива?

Действительно, сколько топлива взять с собой? Общепринятая для России норма составляет порядка 50-120 г на нос в зависимости от условий мероприятия, грамотной посуды, горелки, наличия ветрозащиты и «человеческого фактора»….
Западные эксперты рекомендуют от 100 до 450 мл топлива на человека в день. Также в зависимости от вышеуказанных факторов.

Мы смотрим на это проще: чем больше топлива, тем лучше. Вы рассчитываете количество топлива на свое мероприятие, а потом умножаете его на полтора или два.
Потому что если вы потеряете варежку, то можно надеть на руку носок, например. Если у вас закончится еда, то и ладно…. А вот если у вас кончится топливо, то попить чайку вы уже не сможете…



Вернуться в раздел "Статьи"
Rambler's Top100

«Трансгазимпорт» - Газ или жидкое топливо?